Как рассказывать истории

Мюнхаузен, Рональд Рейган — были отличными рассказчиками. Пересмотрите их видео на Youtube. ;)

Как построить композицию истории? На что стоит обратить внимание?

Яркое начало (интригующее название)

Желательно придумать для вашей истории яркое, привлекающее внимание, интригующее название:

  • «Хочу рассказать, как я выиграл миллион долларов…»
  • «Я вам уже это рассказывал про то, как я падал с 10-го этажа? Ну-ка слушайте…»
  • «Однажды меня пыталось завербовать ЦРУ. А началось всё ещё в университете…»

И совсем не обязательно, чтобы потом в вашей истории вы выиграли этот самый миллион или на самом деле падали с 10-го этажа. Цель названия — привлечь, зацепить внимание аудитории, как на крючок. И если ваше название это делает, то отлично. Если нет — то стоит подыскать более интригующий заголовок для вашей байки.

Эффектная завязка

Хорошее начало — половина дела.

Платон

Иногда историю начинают рассказывать издалека, перечисляя скучные, не относящиеся к делу детали.

Как-то раз в истории с названием «Схватка с акулой» первые четыре минуты оратор зачем-то рассказывал, как они покупали путёвку, потом собрали вещи, потом ехали в аэропорт, потом летели, потом добирались до отеля, потом селились… И только за 1 минуту до конца отведённого времени он наконец перешёл к сути: как надели акваланги и начали спускаться под воду.

Начало должно вызывать желание слушать дальше. Яркое название привлекает, а сильная, интересная завязка уже прочно «сажает на крючок» внимание слушателей.

Нарастание напряжения

Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

Рилберт Кит Честертон

Каждое последующее предложение в вашем рассказе должно способствовать нарастанию напряжения. Ваша задача — нагнетать эмоции, волнение, интригу. Пусть слушатели внимают, затаив дыхание. Пусть у них замирает сердце и с каждой секундой растёт интерес к вашему рассказу.

Все фразы, не способствующие нарастанию напряжения, безжалостно выкидывайте из рассказа. Либо переделывайте их так, чтобы они добавляли накала страстей в вашу историю.

  • Такая жёсткая цензура к тому же сделает ваш рассказ максимально кратким. Более 3-4 минут удерживать слушателей в постоянном напряжении способны только мастера, поэтому старайтесь уложить свою историю в четыре минуты!

Кульминация и развязка

Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить.

Антон Павлович Чехов

И когда напряжение уже достигло предела и слушатели уже изнемогают от любопытства: «Ну, чем же завершится история???», — приходит время для кульминации!

  • Кульминация подобна «мёртвой петле» в американских горках. Всё, что было до неё, — только подготовка. Кульминация — пик переживаний, взрыв переполняющих изнутри эмоций.

Развязка

В момент развязки раскрываются секреты, разгадываются тайны, решаются загадки, совершаются чудеса, происходит сброс накопленного напряжения. Хорошая развязка — это нечто неожиданное. Как в хорошем детективе — до последней секунды неизвестно, чем завершится повествование.

Завершение-мораль

Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово.

Бертольт Брехт

С завершением нельзя тянуть. Долгие разглагольствования после кульминации смажут впечатление от всей истории.

  • То есть через 1-2 фазы после кульминации (пока вы ещё на пике) — уже пора завершать ваше повествование.

Чтобы завершение не было слишком примитивным: «Вот такая произошла история», — опытные рассказчики обычно завершают неким выводом (моралью), который делают из своей байки. Это может быть пословица, поговорка или концовка собственного сочинения.

  • «Так что, друзья, не в деньгах счастье, а в…» (к истории про выигрыш миллиона долларов).
  • «Береженого бог бережёт» (к истории про падение с 10-го этажа).
  • «Не всё то золото, что блестит» (к истории про вербовку ЦРУ).

Такое завершение делает рассказ более ярким и запоминающимся. В конце истории появляется как бы восклицательный знак, чётко обозначающий завершение истории. Иногда даже неудачный рассказ можно спасти красивой и интересно моралью, которая звучит в конце. Так что — подбирайте для своих рассказов сильные завершения.

Невербальная подача истории тоже должна быть на высоте.

Драматизация

Играйте эмоциями, интонациями. Добавляйте актёрского мастерства. Не бойтесь переиграть! Ваша история должна быть маленьким шоу. Спектаклем одного актёра. Делайте её яркой, насыщенной, живой!

Рисуйте образы

Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистичной манере.

Станислав Ежи Лец

По ходу вашего рассказа у слушателей перед глазами должно пронестись увлекательное кино. Поэтому важно, чтобы ваши слова вызывали красочные образы-картинки в воображении слушателей.

Можно сказать: «Подошёл ко мне человек и спросил, сколько времени». Но здесь нет образа, картинки. Поэтому такая фраза сильно не цепляет.

А если: «Подходит ко мне мужик. Рост 2 метра. Борода, как у Карла Маркса. Вместо зубов — золотые коронки. На лбу татуировка — серп и молот. И хрипло так спрашивает …» Здесь уже есть образ-картинка, которую легко представить.

Кормите слушателя вкусными, яркими образами-картинками!

Держите паузы

Подороже «продавайте» свою кульминацию!

Пауза в нужном месте способствует нарастанию напряжения. Поэтому в самые важные моменты не торопитесь и держите паузу. Особенно перед кульминацией.

Один вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится. Обернулись, а это Вася с ведром воды вернулся».

Другой вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится… Обернулись… все напряжённо вглядываемся в темноту… А тут ещё Лайка вдруг заскулила и хвост поджала… У нас мурашки по спине… Лица бледные… Все как будто оцепенели…» И продолжаем нагнетать напряжение, держать паузу до тех пор, пока на лицах слушателей не появится: «Ну! Давай же! Нет сил больше терпеть!»

Подороже «продаём» свою кульминацию! С помощью паузы добавляем накала страстей и напряжения в своё повествование!

От первого лица

Даже если история произошла не с вами — лучше рассказать её от своего имени. Потом, уже после кульминации, можно раскрыть карты — дело, мол, произошло не о мной, а с моим другом. Но по ходу рассказа вовлечь слушателей в вашу историю будет намного проще, если вы говорите от первого лица.

Краткость

Ничто так не портит хорошую историю, как многословие оратора. Оптимальное время для байки от 4 до 5 минут. Не больше! Будьте талантливыми — рассказывайте кратко!

Упражнение: история дня

Развивайте способность видеть интересное в своей жизни

Возьмите за правило каждый день за ужином рассказывать, что интересного произошло с вам сегодня. Для этого нужно найти хотя бы одну минуту в течение дня, когда вы стали свидетелем или непосредственным участником события, о котором стоит поведать близким.

  • Это упражнение развивает помимо навыков рассказчика, ещё и способность «видеть» интересное в своей жизни. А также умение из самого обычного происшествия сделать историю-конфетку, которую все с удовольствием будут слушать.

Более того, историю на день вы можете найти на нашем сайте.